...

1․ Предпосылки успеха напастекратии: политическая коррупция

1․ Предпосылки успеха напастекратии: политическая коррупция

В Армении, по сути, все уверены, что основной виновник нашего сегодняшнего положения – Никол Пашинян и его халатное, бездарное правление, что, в свою очередь, предполагает, что крах или, как минимум, решительный этап этого краха начался «с бархатной, ненасильственной, народной революции». Но почему произошла эта «революция», какие были предпосылки, позволившие нескольким десяткам авантюристов в считанные дни вывести на улицы сотни тысяч людей и разрушить систему власти? В данном цикле статей мы попытаемся представить эти предпосылки не столько для того, чтобы назвать виновных в приближении решительного этапа краха государственности, сколько для более реальной оценки сегодняшних реалий.
Итак, начнем, наверное, с самой важной – политической коррупции.

На протяжении 20 лет, предшествовавших «революции» 2018 года, делалось все, чтобы дискредитировать политическое поле и укрепить в общественном сознании мысль «политика – это аморальность». Понятно, почему: нет доверия к политическим силам – нет и возможности сменить власть путем выборов. В этом и состояла цель внедрения института лжеоппозиции («клиентов»), и уже в ходе президентских выборов 2003 года этот механизм показал свою эффективность. Кочаряну не удалось одержать победу над Степаном Демирчяном в первом туре, но Арташес Гегамян, позиционировавшийся как радикальная оппозиция, своими 17 процентами голосов не только расколол оппозиционное поле и оказал большую услугу Кочаряну, но и подорвал у значительной части общества веру в политические силы и в политику в целом. Во время президентских выборов 2008 года та же роль досталась Артуру Багдасаряну, который по странному совпадению отнял у основного кандидата от оппозиции те же 17 процентов голосов. А вот в 2013 году нужды в «клиентах», по-видимому, уже не было: Раффи Ованнисян получил рекордные для кандидата от оппозиции 30 процентов, а потом взял и «ушел молиться».

Во время парламентских выборов 2017 года внешне ситуация выглядела несколько иной, но логика не изменилась. Только основным оппозиционером уже был Царукян, который «закрыл страницу политики» еще в 2015 году, а роль «клиента» принял на себя невесть откуда взявшийся блок «Выход», лидер которого, заметим, ранее отказался от участия в борьбе оппозиции против конституционных изменений.

Таким образом, перед «революцией» в Армении была создана «гадкая атмосфера», доверия не было ни к одной из политических сил, следовательно, не было и надежды, что от этой «гадости» можно избавиться путем выборов. Виновны в этом, разумеется, были не только власти, но и все участники системы «власти-клиенты», однако понятно, что если есть осознание необходимости изменений, но на выборы надеяться нельзя, остается только «гымп-гымп-ху». А подобными ситуациями, как правило, пользуется тот, у кого нет никаких «измов» и внутренних тормозов, и кто первым поймет, что власть просто-напросто валяется на улице.

Забегая вперед, заметим, что, придя к власти, Никол Пашинян продолжил политику «порчи» политических сил и создания собственных «клиентов», но это уже другая тема.

Марк Ншанян

Продолжение следует

Կարդալ հայերեն

ՆՄԱՆԱՏԻՊ ՆՅՈՒԹԵՐ
Դեպի ՎԵՐ